Современные автофокусные системы

Андрей Михайлов

Четыре основные системы, которые имеет смысл рассматривать с точки зрения наличия ассортимента оптики и принадлежностей — Canon, Nikon, Pentax, Minolta.

Все нынешние модели объективов с постоянным фокусным расстоянием от 300 мм основных фирм — изготовителей камер — за 1000$ (по большей части сильно за). Имеются отдельные модели объективов независимых производителей (напр. Sigma, Tokina) в диапазоне 500-900$, по данным Боба Эткинса лучший из них — Sigma 400/5.6 APO Macro.

Много зуммов 75-300, 100-300 и больших диапазонов, они дешевле, однако менее светосильны и качество изображения на максимуме фокусного расстояния оставляет желать лучшего. Если на объектив с постоянным фокусом денег не хватает, на первых порах какой-нибудь из зуммов Вас, вероятно, устроит, хотя очень скоро вы убедитесь, что на фотоохоте всегда используете его на максимальном фокусе, и объектив с постоянным фокусным расстоянием был бы намного удобнее… Можно выбрать компромиссный вариант — хороший неавтофокусный объектив, или современный автофокусный объектив с неавтофокусной камерой, которая затем станет резервной. Такие варианты возможны в системах, использующий один и тот же байонет для автофокусных и неавтофокусных объективов, т.е. Nikon и Pentax. В системе Canon отличный вариант — снятый с производства объектив EF 300/4.0L — легкий компактный профессиональный автофокусный телеобъектив без стабилизатора, дающий хорошие результаты при съемке с конвертерами.

Если вы все-таки решаете, что вам нужен зумм, то при выборе зумма, помимо авторитета выпустившей его фирмы, учитывайте, что чем меньше диапазон изменения фокусного расстояния, тем, скорее всего, меньше упадет качество изображения на длинном фокусе.. То есть при прочих равных, на длинном фокусе изображение будет лучше у зумма 100-300, чем у зумма 50-300, у 50-300 лучше, чем у 28-300, а у 200-400 лучше, чем у 100-400. По-своему чем хуже, тем лучше. И действительно, по данным Боба Эткинса лучший по оптическим характеристикам зумм независимых производителей — Tamron 200-400/5.6 (кратность всего 2, меньше уже не бывает). Но он стоит 559$, а за эти деньги уже, возможно, удастся купить Tokina 400/5.6 с постоянным фокусным расстоянием, а то и подержанный Canon EF 300/4.0L.

Из оптических характеристик объективов легче всего проверить дисторсию. Поставьте объектив на камеру, посмотрите в видоискатель и расположите вдоль края кадра столб, край окна или другой заведомо прямолинейный предмет. Если в кадре на том фокусном расстоянии, на котором Вы собираетесь эксплуатировать объектив, столб будет кривым — значит, на этом фокусе объектив исправлен хуже, видимо, разработчики оптической схемы сочли этот фокус неосновным, так, на всякий случай — значит, этот объектив не для Вас. Обычно объективы дают более заметную дисторсию на коротких фокусах, но если уж на длинных, то это совсем нехорошо. Впрочем, отсутствие дисторсии на длинном фокусе не говорит, что и резкость на нем столь же хороша.

Контраст изображения и резкость мелких деталей в какой-то степени тоже видны через видоискатель невооруженным глазом, однако без опыта и возможности сравнить объективы разных классов «нос к носу» сделать выводы будет трудно. Если есть возможность отснять тестовую пленку, не следует пренебрегать этой возможностью. Снимать ее нужно обязательно со вспышкой и включить в качестве объекта как плоский предмет с мелкими деталями, дающий возможность сравнить резкость в центре и по краям кадра, например газету, так и объемный предмет с мелкой фактурой, например мягкую игрушку или свитер с хорошо различимыми шерстинками. Желательно на ту же пленку снять те же объекты контрольным объективом, не вызывающим сомнений в своем качестве. Снимать тестовую пленку без вспышки гораздо труднее, так как резкость при съемках телеобъективами гораздо в большей мере определяется сотрясением камеры, чем качеством самого объектива, и поэтому придется применять дополнительные ухищрения, например закреплять объектив и камеру на двух штативах одновременно.

Некоторые объективы Canon EF снабжены стабилизатором изображения — специальным оптическим устройством, которое по данным гироскопических датчиков определяет колебания камеры с объективом при съемке и компенсирует их перемещением небольшого дополнительного оптического компонента внутри объектива. На объективах с Canon EF 300/4.0L IS и EF75-300/5.6IS это устройство предназначено только для съемки с рук и позволяет снимать с выдержкой в 2 — 4 раза длиннее, чем обычно считается приемлемой для съемки с рук объективом данного фоусного расстояния. Например, если обычно для объектива 300 мм приемлемой считается выдержка 1/350 сек., со стабилизатором можно рассчитывать на съемку с выдержками 1/250 и, возможно, 1/125 сек. Впрочем, такие же, если не лучшие, результаты достигаются съемкой с приклада. На этих объективах стабилизатор не работает при съемке со штатива (его требуется отключать). Стабилизатор на новой серии больших телевиков (EF300/2.8L IS USM, EF400/2.8L IS USM, EF500/4.0L IS USM, EF600/4.0L IS USM) имеет специальный режим для съемки со штатива и, по отзывам пользующихся этими объективами фотографов, намного облегчает борьбу с шевеленкой и несколько снижает требования к массивности применяемого штатива.

При съемке животного в густой растительности (в траве, в кустах, через завесу листьев) воспользоваться автофокусом вообще проблематично. Поэтому важно, чтобы переход от автоматической к ручной наводке был удобен, т.е. не нужно было бы искать на объективе специальный переключатель, и кольцо ручной фокусировки было удобно расположено, имело достаточный угол поворота и вращалось без заметного люфта.

Возможности систем автофокуса различных камер неодинаковы как по способности ладить с малой светосилой телеобъективов, так и по способности отделить объект съемки от местных предметов (автоматически, на основе заложенных конструкторами алгоритмов анализа показаний нескольких датчиков, расположенных в разных частях кадра, или по направлению взгляда фотографа, как в камерах Canon EOS50E, EOS30 и EOS3).

В некоторых камерах имеется функция следящего автофокуса, позволяющая держать в фокусе движущийся объект. Однако воспользоваться ею на фотоохоте не так просто — нужно суметь удержать объект в пределах той части кадра в видоискателе, в которой автоматика распознает его как объект съемки, иначе резкость может перейти на фон или случайно попавшее в кадр дерево.

20 Фев 2011 | Новости клуба | Новости наших коллег Поделиться: